«Национальные игры».
Цель: ознакомить учащихся с казахскими национальными играми.
Задачи: научить учащихся играть в подвижные игры «Казан», «Теңге алу», «Бәйге», «Кім жүйрік», «Жыгит
жарыс», «Қыз қуу»;
развивать подвижность суставов, ловкость,скоростно-силовые качества;
воспитывать уважение к истории, традициям казахского народа,
стремление к изучению государственного языка.
Инвентарь: мячи, гимнастические палки – имитация коней, камешки, флажки, платок.
Ход мероприятия
Подготовительная часть
Построение. Приветствие. Сәлеметсіңдерме. Ребята, мы с вами живем в Республике Казахстан. И поздоровались мы с вами на казахском языке. У каждой страны есть своя история, свои традиции. И, конечно же, в каждой стране есть свои народные игры, в которые играют не только дети, но и взрослые. Сегодня, на нашем спортивном мероприятии мы с вами познакомимся с казахскими подвижными играми. Но сначала мы проведем разминку. Вы знаете, что при беге и ходьбе нужно соблюдать дистанцию, не толкаться, резко не останавливаться,
слушать внимательно учителя, не кричать, быть осторожными при выполнении прыжков, бросках мяча.
Медленный бег
упражнения в беге:
с высоким подниманием бедра;
с захлестыванием голени; правым, левым боком вперед. (3-4 минуты) Молодцы, хорошо размялись. Я думаю, что вы готовы играть. Учащиеся делится на 2 команды. Каждая команда придумывает название и девиз.
Перед проведением каждой игры названием на двух языках игру, объясняются правила игры и необходимо следить за техникой безопасности. Очки подсчитываются после игры –
команда получает бал. 1 игра «Қазан» - «Казан». Правила игры: В земле выкапываются ямкидиаметром 20 см (казан) на расстоянии 10, 15, 20 шагов. Игроки поочередно
кидают камешки. Соответственно начисляются очки за попадание (5, 10 или 15). У
каждого игрока 5 попыток. Победителем считается тот, кто наберет больше очков.
2 игра. «Бәйге» - Конные бега. Правила игры: быстро пробежать до стойки и обратно. Прибежавший
первым побеждает. Очки подсчитываются после каждой пары.
3 игра. «Теңге алу» - «Бросай далеко, собирай быстрее». Играют две команды: метатели и собиратели. Те и другие становятся у стартовой линии. По первому сигналу метатели бросают вперёд предметы (мячи).
По второму сигналу стартуют собиратели, стремясь быстрее подобрать предметы и возвратиться на место старта. Время учитывается от начала бега до возвращения с предметом последнего участника команды.
Затем команды меняются ролями. Игра повторяется несколько раз. Побеждает команда, закончившая бег с лучшим временем (учитываются все повторения).
4 игра. «Кім жүйрік» - «Кто дальше?». Играющим требуются набивные мячи одного веса или камни, примерно равные. В начале площадки чертится линия. Все игроки становятся ширенгой за линией и по разрешению руководителя по очереди бросают вперёд мячи или камни.бросивший ближе всех обязан собрать предметы, раздать их игрокам и выйти из игры. То же делает второй игрок, бросивший ближе всех. Игра продолжается до одного победителя.
5 игра «Жыгит жарыс» - «Гонка джигитов».
Правила игры: На расстоянии15-20 метров одна от другой проводятся две линии. На одной из них ставятся два флажка на расстоянии около пяти метров друг от друга. Соперничающие становятся в колонны по одному у линии напротив флажков. По жребию определяют команду «джигитов» и команду «гонцов». Капитаны команды
джигитов получают полотенце.
По сигналу первые игроки команд бегут к своим флажкам. Задача джигита – бросить полотенце у флажка, обогнуть его (справа) и незапятнанным прибежать обратно.
Задача гонца – добежать до флажка, подобрать полотенце и на обратном пути догнать джигита и
осалить его полотенцем. Если это удаётся, он становится победителем, в противном случае побеждает джигит. Гонец, не догнавший «джигита», передаёт полотенце следующему игроку из своей команды, догоняющему следующего джигита. Побеждает команда, имеющая больше победителей.
6 игра «Қыз қуу» - «Догони девушку». Правила игры: Игра проводится на площадке. На старте ставится два флажка на некотором расстоянии друг от друга. У у первого флажка стартует девушка, пересечение второго флажка девушкой даёт право юноше догонять её. Содержание игры заключается в том, что в первом случае джигит старается догнать девушку до поворотной отметки и сорвать с неё платок или повязку с руки. Если ему удаётся это сделать, он считается победителем и может рассчитывать на награду. На обратном пути девушка догоняет парня и если ей это удаётся, она считается победительницей и ей представляется право выбора испытания нерасторопного
джигита.
Заключительная
часть
Игра малой подвижности.
7 игра «Арқантартыс» - «Перетягивание
каната». Правила игры: ученики, держась за концы каната, стараются перетянуть соперников на свою
сторону. Выставление оценок.