Раздел |
Тема «Маленького человека |
|||||
ФИО педагога |
Мусятовская Н.В. |
|||||
Дата 01.12.23 |
|
|||||
Класс 9 |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
||||
Тема урока |
Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель, философ и мыслитель. История создания рассказа «После бала». |
|||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
|
9.1.2.1 понимать художественное произведение, критически осмысливая; различать открытую и скрытую (подтекст) информацию; 9.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения. 9.2.6.1 - анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.) |
|||||
Цель урока |
Расширение, углубление и систематизация знаний о личности Л.Н.Толстого и его мировоззрении. |
|||||
Критерии успеха |
- правильно выделяет важные аспекты прослушанного текста; - выражает собственное понимание тематики исходного текста, приводя аргументы; - определяет проблемы, поднимаемые в предложенном тексте; - высказывает согласие/несогласие по обсуждаемым проблемам, приводя аргументы. |
|||||
Ход урока |
||||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Оценивание |
Ресурсы |
||
Организационный этап
|
Стратегия «Пожелание» 2. Актуализация знаний. - Перед вами 3 высказывания. Подумайте и скажите, каких жизненных принципов придерживался автор этих слов? «Злом нельзя уничтожить зло, единственное средство борьбы с насилием: - воздержание от насилия: только добро, встречаясь со злом, но не заражаясь им, способно в активном духовном противостоянии злу победить его». «…допускаю, что вопиющий факт насилия или убийства может заставить человека ответить на это насилием. Но подобная ситуация - частный случай. Насилие не должно провозглашаться как принцип жизни, как закон ее». «На отступлениях от нравственных норм нельзя утверждать правила жизни, нельзя формулировать ее законы». -Кто автор данных слов? -Посмотрите на доску, кто изображен на портрете? - Вы, конечно, узнали человека, изображенного на этом портрете. Это Л.Н.Толстой. Вывод: На зло не отвечать злом; На насилие не отвечать насилием; Жить по законам нравственности; Добро побеждает зло. Л.Толстой |
|
Словесная оценка |
Интерактивное обучение
Портрет Л.Н.Толстого
Цитаты
|
||
Изучение нового материала |
1. Сообщение темы и целей урока -Какие произведения Толстого вы знаете? ( «Кавказский пленник», «Детство», «Отрочество», «Юность») -Какие темы отражаются в его творчестве? - Сегодня мы обратимся к творчеству крупнейшего и выдающегося русского писателя-классика, философа и мыслителя Л.Н. Толстого. Мы будем говорить о рассказе «После бала»,который является самым известным в наследии автора. --Посмотрим видео об основных этапах жизни Толстого и составим кластер. 2. Работа с книгой Стр.194-197 -Перед вами портреты Толстого, написанные художниками Н.Н. Ге, написанный в 1884 году и И.Е.Репиным в 1887. -Что можно сказать о писателе, если внимательно рассмотреть портреты? –Обратите внимание на внешние черты: поза, одежда, причёска, руки, выражение лица и, конечно же, на то, чем занят писатель. -Обратите внимание, Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни.
- Всю жизнь Льва Николаевича волновала мысль о бесправии русского народа, и в частности- о бесправии русского солдата. Рассказ «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, гуманность, милосердие, совесть, Как выражает Л.Н. Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем, каковы основные мотивы рассказа, мы и поговорим сегодня. 3. История создания рассказа «После бала». 1 ученик Рассказ написан 75-летним писателем в один день (1903 г.), при этом произведение было опубликовано посмертно, в 1911 году. Автор пишет о событии, которое произошло в 40-е годы 19 века, таким образом, дистанция между временем событий и повествования составляет 35 лет. В 1895 году Толстой пишет: «И вот прошло 75 лет… Очевидно, совершилась страшная перемена в среде так называемого высшего русского общества…которое считает необходимым подвергать отвратительному, грубому и глупому сечению» 2 ученик -Сюжетной основой для произведения послужили реальные события из жизни отца и брата писателя. Одним из источников рассказа считается случай, произошедший с братом С.Н.Толстым. Н.Н.Гусев так излагает эту историю: «Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша… Чувство С.Н.Толстого к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на бале мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнать сквозь строй бежавшего из казармы солдата… 3 ученик Рекрутская повинность 40-е годы XIX века – это время царствования Николая I («Николая Палкина», как его прозвали). В рекруты уходили на 25 лет, в войсках поддерживалась палочная дисциплина. Солдат за любую провинность секли плетьми и прогоняли сквозь строй. 4 ученик Л.Н Толстой несколько раз менял название рассказа: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «Дочь и отец», «А вы говорите…», «После бала». -Дома вы прочитали рассказ «После бала», а сейчас ответьте, пожалуйста, на вопросы. -Назовите действующих лиц рассказа. - Что говорится о главном герое в начале рассказа? Прочитайте. - Какую мысль утверждает Иван Васильевич в первых строках произведения? - Почему автор в заглавии рассказа обращает наше внимание на события, происходящие после бала? - Какова идея этого рассказа? - Какая историческая эпоха изображена автором в произведении? - На изображении каких эпизодов строится рассказ? - Сначала давайте и мы вместе с героями Толстого окунёмся в торжественную и волнующую атмосферу бала. (звучит музыка) - Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты. -Кто давал бал, описанный в рассказе Толстого? -Дайте описание бала (музыка, звучащая на балу). - Какие эпитеты при этом использует Толстой?- Что герой видит, когда приходит в дом губернского предводителя? -Опишите внешний вид и душевное состояние героев рассказа во время бала: Ивана Васильевича; Вареньки; полковника Петра Владиславовича. -Скажите, пожалуйста, какие роли выполняет Петр Владиславович? - Насколько хорошо он выполняет эти роли? - Какую еще роль выполняет Петр Владиславович на 100%? - В какой части рассказа мы видим Петра Владиславовича в роли полковника? - С чего начинается 2 часть рассказа? - Что увидел Иван Васильевич, выйдя из дома? -В какое время суток Иван Васильевич становится свидетелем страшной картины – избиения татарина? - Как вы думаете: полковник – двуличный человек? Где он настоящий: на балу или после бала? - Почему полковник, увидев Ивана Васильевича, отворачивается и делает вид, что не узнал его? - Что заставляло полковника быть жестоким? - В какое время года Иван Васильевич становится свидетелем надругательства над человеком? -Почему повествователь дважды упоминает этот праздник? Что происходит в день Масленицы? - Почему не состоялась любовь Ивана Васильевича и Вареньки? - Почему Иван Васильевич отказался от карьеры военного? - Какой композиционный приём лежит в основе рассказа Толстого? Докажите своё утверждение. - Ребята, такой приём в раскрытии идеи произведения, при котором события или герои противопоставлены друг другу, называется контрастом. -Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? - А зачем писателю понадобилась первая часть? - Как называется такой прием? - Какие образы, ситуации противопоставляются писателем? -Помог ли контраст раскрыть замысел автора? - Против чего выступал Л.Толстой? - От чего может измениться жизнь человека? - Итак, значение рассказа «После бала» огромно. Писатель своим произведением выразил отношение к существующим законам, он затронул широкие гуманистические проблемы, которые волновали и волнуют не одно поколение русского общества: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование. Он задаётся вопросами: Что такое честь, достоинство, справедливость? - Какие выводы вы сегодня сделали? |
Групповая, фронтальная работа
Обучающиеся смотрят видео о Л.Толстом
Работа с текстом
Работа над образом писателя
Подготовленные ученики делают сообщение
Учащиеся отвечают на вопросы
|
Словесная оценка учителя Взаимооценивание
Словесная оценка
Взаимооценивание
|
видео |
||
Рефлексия
Домашнее задание
|
Рефлексия: Я активно/не активно участвовал в процессе урока Доволен работой на уроке/необходимо поработать еще Задания на уроке были понятны/ необходимо разобрать еще раз
Стр.200-208, читать. Сравнительная характеристика полковника - на балу и после бала. Сравнение настроения рассказчика - на балу и после сцены наказания. Пересказ сцены наказания.
|
Учащиеся проводят рефлексию, оценивают качество работы, уровень усвоения (повторения), психологического комфорта, определяют совместные результаты работы |
|
|
||