Жарқайың ауданы бойынша  білім бөлімі " Зерноград ауылының негізгі орта мектебі! коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Основная средняя школа села Зерноград" отдела образования по Жаркаинскому району

СоцСети

Қамқоршылық кеңесі

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

9 -сыныпта орыс әдебиетінен сабақ Тақырыбы: Лев Николаевич Толстой- ұлы орыс жазушысы, философ және ойшыл. "Балдан кейін" әңгімесің жасалу тарихы. Мұғалім: Мусятовская Н.В.

01.12.2023

Раздел

Тема «Маленького человека

ФИО педагога

Мусятовская Н.В.

Дата 01.12.23

 

Класс  9

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель, философ и мыслитель. История создания рассказа «После бала».

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

 

9.1.2.1 понимать художественное произведение, критически осмысливая; различать открытую и скрытую (подтекст) информацию;

 9.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения.

9.2.6.1 - анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.)

Цель урока

Расширение, углубление и систематизация знаний о личности Л.Н.Толстого и его мировоззрении.

Критерии успеха

 - правильно выделяет важные аспекты  прослушанного текста;

- выражает собственное понимание тематики исходного текста, приводя аргументы;

- определяет проблемы, поднимаемые в предложенном тексте;

- высказывает согласие/несогласие по обсуждаемым проблемам, приводя аргументы.

Ход  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

 

 

 

  1. Организационный момент. Психологический настрой. Создание атмосферы успеха, доверия.

       Стратегия «Пожелание»

        2.  Актуализация знаний.

- Перед вами 3 высказывания. Подумайте и скажите, каких жизненных принципов придерживался автор этих слов?

«Злом нельзя уничтожить зло, единственное средство борьбы с насилием: - воздержание от насилия: только добро, встречаясь со злом, но не заражаясь им, способно в активном духовном противостоянии злу победить его».

 «…допускаю, что вопиющий факт насилия или убийства может заставить человека ответить на это насилием. Но подобная ситуация - частный случай. Насилие не должно провозглашаться как принцип жизни, как закон ее».

 «На отступлениях от нравственных норм нельзя утверждать правила жизни, нельзя формулировать ее законы».

-Кто  автор данных слов?

-Посмотрите на доску, кто изображен на портрете?

- Вы, конечно, узнали человека, изображенного на этом портрете. Это Л.Н.Толстой.

Вывод:

На зло не отвечать злом;

На насилие не отвечать насилием;

Жить по законам нравственности;

Добро побеждает зло. Л.Толстой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесная оценка

 

 

Интерактивное обучение

 

 

 Портрет Л.Н.Толстого

 

Цитаты

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

1. Сообщение темы и целей  урока

-Какие произведения Толстого вы знаете? ( «Кавказский пленник», «Детство», «Отрочество», «Юность»)

-Какие темы отражаются в его творчестве?

- Сегодня мы  обратимся к творчеству крупнейшего и выдающегося русского писателя-классика, философа и мыслителя Л.Н. Толстого. Мы будем говорить о рассказе «После бала»,который является  самым известным в наследии автора.

--Посмотрим видео об основных этапах жизни Толстого и составим кластер.

2. Работа с книгой

Стр.194-197

-Перед вами портреты Толстого, написанные  художниками Н.Н. Ге, написанный в 1884 году и И.Е.Репиным в 1887.

-Что можно сказать о писателе, если внимательно рассмотреть портреты?

 –Обратите внимание на внешние черты: поза, одежда, причёска, руки, выражение лица и, конечно же, на то, чем занят писатель.

-Обратите внимание, Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни.

 

http://stoicka.ru/Joomla_3.2.0_Full_Package_Russian/images/nikolaj-ge/portret-l-n-tolstogo.jpg           Толстой.jpg

 

- Всю жизнь  Льва Николаевича волновала мысль о бесправии русского народа, и в частности- о бесправии  русского солдата. Рассказ «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, гуманность, милосердие, совесть,  Как выражает Л.Н. Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем, каковы основные мотивы рассказа, мы и поговорим сегодня.

3. История создания рассказа «После бала».

1 ученик

Рассказ написан 75-летним писателем в один день (1903 г.), при этом произведение было опубликовано посмертно, в 1911 году.

Автор пишет о событии, которое произошло в 40-е годы 19 века, таким образом, дистанция между временем событий и повествования составляет 35 лет.

В 1895 году Толстой пишет: «И вот прошло 75 лет… Очевидно, совершилась страшная перемена в среде так называемого высшего русского общества…которое считает необходимым подвергать отвратительному, грубому и глупому сечению»

2 ученик

-Сюжетной основой для произведения послужили реальные события из жизни отца и брата писателя. Одним из источников рассказа считается случай, произошедший с братом С.Н.Толстым. Н.Н.Гусев так излагает эту историю: «Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша… Чувство С.Н.Толстого к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на бале мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнать  сквозь строй бежавшего из казармы солдата…

3 ученик

Рекрутская повинность 40-е годы XIX века – это время царствования Николая I («Николая Палкина», как его прозвали). В рекруты уходили на 25 лет, в войсках поддерживалась палочная дисциплина. Солдат за любую провинность секли плетьми и прогоняли сквозь строй.

4 ученик

Л.Н Толстой несколько раз менял название рассказа:  «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «Дочь и отец», «А вы говорите…», «После бала».

-Дома вы прочитали рассказ «После бала», а сейчас ответьте, пожалуйста, на вопросы.

-Назовите действующих лиц рассказа.

- Что говорится о главном герое в начале рассказа? Прочитайте.

- Какую мысль утверждает Иван Васильевич в первых строках произведения?

-  Почему автор в заглавии рассказа обращает наше внимание на события, происходящие после бала?

- Какова идея этого рассказа?

- Какая историческая эпоха изображена автором в произведении?

- На изображении каких эпизодов строится рассказ?

- Сначала давайте и мы вместе с героями Толстого окунёмся в торжественную и волнующую атмосферу бала. (звучит музыка)

- Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты.

-Кто давал бал, описанный в рассказе Толстого?

-Дайте описание бала (музыка, звучащая на балу).

- Какие эпитеты при этом использует Толстой?- Что герой видит, когда приходит в дом губернского предводителя?

-Опишите внешний вид и душевное состояние героев рассказа во время бала: Ивана Васильевича; Вареньки; полковника Петра Владиславовича.

-Скажите, пожалуйста, какие роли выполняет Петр Владиславович?

- Насколько хорошо он выполняет эти роли?

- Какую еще роль выполняет Петр Владиславович на 100%?

- В какой части рассказа мы видим Петра Владиславовича в роли полковника?

- С чего начинается 2 часть рассказа?

- Что увидел Иван Васильевич, выйдя из дома?

-В какое время суток Иван Васильевич становится свидетелем страшной картины – избиения татарина?

- Как вы думаете: полковник – двуличный человек? Где он настоящий: на балу или после бала?

- Почему полковник, увидев Ивана Васильевича, отворачивается и делает вид, что не узнал его?

- Что заставляло полковника быть жестоким?

- В какое время года Иван Васильевич становится свидетелем надругательства над человеком?

-Почему повествователь дважды упоминает этот праздник? Что происходит в день Масленицы?

- Почему не состоялась любовь Ивана Васильевича и Вареньки?

- Почему Иван Васильевич отказался от карьеры военного?

- Какой композиционный приём лежит в основе рассказа Толстого? Докажите своё утверждение.

- Ребята, такой приём в раскрытии идеи произведения, при котором события или герои противопоставлены друг другу, называется контрастом.

-Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения?

- А зачем писателю понадобилась первая часть?

- Как называется такой прием?

- Какие образы, ситуации противопоставляются писателем?

-Помог ли контраст раскрыть замысел автора?

- Против чего выступал Л.Толстой?

- От чего может измениться жизнь человека?

- Итак, значение рассказа «После бала» огромно. Писатель своим произведением выразил отношение к существующим законам, он затронул широкие гуманистические проблемы, которые волновали и волнуют не одно поколение русского общества: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование. Он задаётся вопросами: Что такое честь, достоинство, справедливость?

- Какие выводы вы сегодня сделали?

 

 

Групповая, фронтальная работа

 

 

Обучающиеся смотрят видео о Л.Толстом

 

 

 

Работа с текстом

 

 

 

 

Работа над образом писателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовленные ученики делают сообщение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесная оценка учителя

Взаимооценивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесная оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимооценивание

 

 

 

 

 

видео

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

карточки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

Рефлексия:

Я активно/не активно участвовал в процессе урока

Доволен работой на уроке/необходимо поработать еще

Задания на уроке были понятны/ необходимо разобрать еще раз

 

Стр.200-208,  читать. Сравнительная характеристика полковника - на балу и после бала. Сравнение настроения рассказчика - на балу и после сцены наказания. Пересказ сцены наказания.

 

Учащиеся проводят рефлексию, оценивают качество работы, уровень усвоения (повторения), психологического комфорта, определяют совместные результаты работы

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 470


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст