Жарқайың ауданының білім бөлімінің «Зерноград негізгі жалпы білім беру мектебі» мемлекеттік мекемесі
Государственное учреждение «Зерноградская основная общеобразовательная школа» отдела образования Жаркаинского района

Мы в соц.сетях

Попечительский совет

Список организаций

Галерея

Смотреть все>>>

Как писать сочинение – эссе?

10.09.2020

Әссе шығармасын қалай жазу керек?

Как писать сочинение – эссе?

   В данное время жанр эссе все больше входит в практику школьных сочинений, поэтому хочется остановиться на нем подробнее. Сочинение в жанре эссе больше делает от автора акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своем отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе –это  не только рассказчик, повествователь, но и герой происходящего. Для эссе характерна ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность изложения.

            Эссе - древнейший жанр мировой литературы. Произведения в жанре эссе пишутся на самые разные темы: философские, духовные, исторические, автобиографические, литературно-критические темы и может быть написано в форме  статьи, рассказа, очерка, исповеди, письма, и других.

      Названия произведений этого жанра часто начинаются с союзов "о", содержат союзы "как", "или": "О добродетели", "О предсказаниях", "О воспитании" (Мишель Монтень, создатель жанра эссе, французский философ второй половины XIV века), "Разговор о Данте" (О.Мандельштам), "Пушкин, или правда и правдоподобие" (В. Набоков), "Как читать книгу" (И. Бродский).  Свобода композиции и право на субъективный подход к раскрытию темы заложены уже в названии статьи.

     Жанр эссе требует свободного владения темой и определенной смелости  во взглядах и суждениях. Работая над эссе, необходимо чувствовать, что слова Грибоедова: "Как живу, так и пишу: свободно и свободно", - относятся и к нам тоже.

Маленькие произведения в жанре эссе называются "скитце" (нем.). Это набросок, зарисовка, фрагментарный рассказ. В скитце есть что-то от импрессионизма: главное в нем - впечатление автора, "остановленное мгновенье".

      В русской литературе такие "остановленные мгновения" можно наблюдать в лирике поэтов XIX века ( А. Фета, Ф.Тютчева, А.Пушкина, И Никитина и др.)

      Написание маленьких произведений (ситце) развивает творческие способности, чувство слова, формирует стиль.

      Знакомясь с этим жанром, желательно перечитать эссе О. Мандельштама, М. Цветаевой , В. Набокова, И. Бродского, А. Солженицына, Ф. Искандера, Т. Толстого.

          Таким образом, приступая к работе над эссе, необходимо учитывать главные особенности жанра:

* небольшой объем и конкретность темы;

* личностный подход к ее раскрытию, субъективность, иногда парадоксальность суждений;

* свободная композиция, определяющаяся прихотливым движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями;

* свободное использование лексического состава языка - от слов высокого стиля до разговорной лексики;

* атмосфера доверия к читателю, разговорная интонация.

      Жанр эссе необыкновенно интересен, современен, ярок. Но в то же время он и труден. Чем же?

      При свободной композиции автор может слишком увлечься каким-либо рассуждением и уйти от темы, что грозит неудовлетворительной оценкой. Повышенной эмоциональностью авторы сочинений иногда (порой невольно) пытаются прикрыть пустоту работы, бедность ее содержания. Стремление к самораскрытию приводит иногда к тому, что сочинение превращается не в работу по литературе, а в повествование "о себе, любимом".

      Но ведь хочется в сочинении сказать что-то свое! Может быть, можно попробовать включить в ваше сочинение элементы эссе, написав, например, в качестве вступления этюд. Можно написать сочинение с "обрамлением",т. е. начать и закончить этюдом. Особый "изыск" - это когда оба этюда повторяются дословно. Но это не должен быть вялый механический повтор. Завершающий этюд должен быть подготовлен самим содержанием работы и звучать эмоционально сильнее, нежели первый.

     

Просмотров: 3

Текст